Brandtaucher на верфи
Далекий предок боевых немецких кораблей "
неограниченной подводной войны" и лодок "небритых мальчиков" адмирала Деница
"Брандтаухер" (нем. Brandtaucher, "
ныряющий брандер") — первая немецкая подводная лодка, была построена в 1850 году компанией «Машиностроительная фабрика и литейный завод Швеффель & Ховальдт» (нем. Maschinenfabrik und Eisengießerei Schweffel & Howaldt) в городе Киль
Августом Ховальдтом (нем. August Howaldt) по проекту
инженера Вильгельма Бауэра. Целью создания лодки было разблокирование немецких портов, закрытых датским флотом в годы
Датско-Прусской войны (
что роднит ее с несколько более поздней лодкой, построенной южанами в годы Гражданской войны в США) и защита побережья, которому безнаказанные обстрелы датчанами с моря наносили страшный ущерб. Из-за необычной формы подводную лодку также называли «Железным тюленем» (нем. Eiserner Seehund).
конструкция ПЛ (кликабельно)
Успешно продемонстрированная перед местными властями модель показывала возможность создания обитаемой подводной лодки с глубиной погружения до 30 метров, которая должна была ударами из под воды повергать могучие датские корабли. Собственно, это была практически единственная надежда пруссаков, создать в разумные сроки надводный флот, способный соперничать с датским (и союзным ему русским - тем более) было, разумеется, нереально.
Инженер Вильгельм Бауэр добился разрешения на строительство подводной лодки, несмотря на скептическое отношение к этой затее экспертов того времени. После принятия решения о строительстве, проект Бауэра были сильно изменен: глубина погружения была уменьшена до 9 метров (больше сочли что не требуется), толщина обшивки корпуса была существенно снижена (с 12,5 мм до 6 мм), было увеличено расстояние между шпангоутами, система дифферентовочных цистерн была заменена подвижным чугунным грузом массой 500 кг (горизонтальных рулей лодка не имела, изменение глубины осуществлялось изменением дифферента на ходу), балластная вода набиралась в корпус лодки, вместо балластных баков (это ж надо было придумать?!). После нескольких тестов лодка утонула 1 февраля 1851 года, предположительно из-за переизбытка балластной воды. Задняя часть подводной лодки стала настолько тяжёлой, что дифферент не удалось уравнять насосами и чугунным грузом (а вот были бы раздельные баки - проблема бы не возникла в принципе). Лодка затонула в Кильской бухте на глубине около 20 метров. При этом борта были сильно вдавлены внутрь, но герметичности, что интересно, лодка не потеряла. Экипаж смог спастись собственными силами, но был вынужден ждать 6,5 часов уравновешивания давления, перед тем как стало возможным открыть люки и выбраться на волю в пузыре воздуха. Экспериментальная лодка осталась на дне и была найдена в 1887 году при строительстве Кильской торпедной гавани, откуда и была поднята 5 июля 1887.
ПЛ в дрезденском музее (кликабельно)
"Брандтаухер" должен был действовать совершенно нетипичным, но довольно оригинальным образом. Пока два члена экипажа бурундуками скакали по ступальному колесу, приводя в движение гребной винт, толкающий тридцатитонную лодку вперед (
кстати, со вполне приличной скоростью в 3.5 узла) , капитан-диверсант подводил свой корабль к противнику поближе. Затем, из лодки, посредством манипулятора должно было прикрепляться к кораблю противника нечто похожее на бомбу весом около 50 кг, снаряженное порохом, после чего лодка отходила назад и по проводу производила воспламенение заряда. В целом, схема напоминает
ПЛ Шильдера, но если на отечественной лодке для закрепления заряда должен был использоваться гарпун, втыкаемый с ходу, - то немецкая лодка должна была подвести под корабль противника носовую надстройку, откуда вручную и производились требуемые манипуляции. В общем, немецкая конструкторская школа во всей своей красе.
В настоящее время первая немецкая подлодка экспонируется в музее немецкой армии в Дрездене.