?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись


В прошлом (или позапрошлом?) году с большой помпой было объявлено об успешных испытаниях в США противоракетного лазерного самолета на базе Боинг-747. Однако, мало кто знает, что на четверть века раньше в СССР был успешно испытан самолет с боевым лазером непрерывного действия.

В начале 80-х годов разведывательная служба США утверждала: “Научный уровень работ советской программы создания лазерного оружия в 3-5 раз превышает уровень работ, проводимых в США; советская программа рассчитана на разработку конкретных систем лазерного оружия”.
Кстати, по некоторым слухам такой самолет интенсивно испытывается и сейчас...


В середине 70-х гг. Таганрогскому машиностроительному заводу им. Георгия Димитрова было поручено создание специального авиационного комплекса, необходимого для решения ряда важных военно-технических задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.

Предстояло решить множество сложных научно-технических и инженерных проблем. Очень многое делалось впервые не только в отечественной, но и в мировой практике, что требовало проведения просто гигантского объема различных опытно-конструкторских работ.


С 1977 г. в ОКБ им. Г.М.Бериева начинается создание летающей лаборатории изделие «1А» для отработки основных технических решений нового специализированного авиационного комплекса. На самолете размещалась лазерная установка, предназначенная для исследования распространения лучей в верхних слоях атмосферы. Работы по этой теме проводились в широкой кооперации с предприятиями и научными организациями всей страны, но основным партнером ОКБ было ЦКБ «Алмаз» которые возглавлял доктор технических наук, академик Б.В.Бункин.

Решение было с первого взгляда достаточно простым: установить на КА уже созданный и проверенный лазер для испытаний его в космосе. Выбор пал на лазерную установку мощностью 1 МВт (в 2-2.5 раза мощнее, чем предельная мощность у американцев), созданную одним из филиалов Института атомной энергии им. И.В.Курчатова. Этот газодинамический лазер, работающий на углекислом газе, был разработан для установки на самолетах Ил-76. К 1983 г. он уже прошел летные испытания.


Однажды в Соединенные Штаты попал ТАССовский снимок, сделанный в Летно-исследовательском институте. На нем был запечатлен вертолет Ка-32. На заднем плане стоял Ил-86ВКП - воздушный командный пункт, предназначенный для управления стратегическими силами СССР в случае ядерной войны. Характерную надстройку на спине самолета американцы приняли за лазерную боевую установку. Они исходили из аналогии со своим самолетом NKC-135ALL (Airborne Laser Laboratory). Этот самолет в рамках работ по противоракетной обороне в 1982 г. над полигоном Уайт-Сэндз с помощью боевого лазера выполнил успешный перехват летящей ракеты AIM-9B Sidewinder. Однако Ил-86ВКП не имел никакого отношения к аналогичной советской программе.


Боевой лазер испытывался на самолете Ил-76МД с бортовым номером СССР-86879 (иначе его называли Ил-76ЛЛ с БЛ - летающая лаборатория Ил-76 с боевым лазером). Выглядел этот самолет своеобразно. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены два турбогенератора АИ-24ВТ мощностью 2,1 МВт. Вместо штатного метеорадара на носу был установлен огромный бульбообразный обтекатель на специальном переходнике, к которому снизу был пристроен продолговатый обтекатель поменьше. Очевидно, там размещалась антенна системы прицеливания, которая крутилась во все стороны, ловя цель.


Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, состоящими из нескольких сегментов. Они убирались внутрь фюзеляжа, а затем наверх вылезала башенка с пушкой. За крылом имелись выступающие за контур фюзеляжа обтекатели с профилем, подобным профилю крыла. Грузовая рампа сохранялась, но створки грузового люка были сняты, а люк зашит металлом

Впервые в воздух летающую лабораторию "1А" поднял 19 августа 1981 г. экипаж возглавляемый летчиком-испытателем Е.А.Лахмостовым.


Доработку самолета выполнял Таганрогский авиационный научно-исследовательский комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева и Таганрогский машиностроительный завод им. Георгия Димитрова.

Авиационный вариант мегаватного лазера в серию пошел как А-60. Правда, первый самолет-летающая лаборатория Ил-76МД СССР-86879 с боевым лазером в 1989 г. сгорел на аэродроме базирования Чкаловская.

Сгорел самолет так. Он с вечера стоял полностью заправленный и подготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники проникли внутрь для того, чтобы слить себе немного спирта, но т.к. ряд систем был под напряжением, возникло замыкание и начался пожар. Техники, чтобы им не попало, тут же выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, и стали внутренний пожар (уже было видно задымление) всячески суетиться и тушить снаружи. Подоспевший наряд пожарных был без допуска работы внутри секретного объекта, поэтому пока получали разрешение, языки пламени стали вырываться наружу, и последовала команда "Бегом от машины!" Через несколько секунд последовал взрыв, при котором погиб один человек, команды не слышавший (он был с другой стороны самолета).


А-60 в полете.

Но 29 августа 1991 г., экипаж во главе с летчиком-испытателем В.П.Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование «1А2» СССР-86879. На её борту размещался новый вариант специального комплекса модифицированный по результатам испытаний проведенных на «1А».

Работы на летающей лаборатории «1А2» по усовершенствованию и модификации специального комплекса и его систем продолжаются по настоящее время. Главным конструктором - заместителем Генерального конструктора ТАНТК по этой теме является Н.А.Степанов.

Причем, по информации неназванного источника в Минобороны РФ, работы по теме А-60 в числе немногих военных российских перспективных проектов получают из государственной программы вооружений финансирование в полном объеме.

По материалам сайтов www.buran.ru и www.testpilot.ru


+ чертежи проекций для моделистов.

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
savoyskiy
20 апр, 2009 18:00 (UTC)
Спасибо, подробностей не знал.
"Авиационный вариант мегаваттного лазера в серию пошел как А-60".
Гм. Что то не припоминаю лазерных эскадрилий в советских ВВС. (:
strangernn
20 апр, 2009 18:21 (UTC)
Re: Спасибо, подробностей не знал.
Понятие серии - дело сильно растяжимое.

Принятие решения, подготовка документации, производства, - вот и серия. Выпуск даже не обязателен. Тем более, что как минимум один лазер был "в серии" выпущен, для второго экземпляра лаборатории.
futb_all
20 апр, 2009 18:48 (UTC)
Воблин! Не знал :)
trzp
14 авг, 2009 02:31 (UTC)
Как печально (спирт) такая выдающаяся история закончилась!
(Анонимно)
1 сент, 2009 11:53 (UTC)
СПИРТ
ЧТО ГОРЕЛ СПИРТ ПРАВДА. ОСТАЛЬНОЕ НА СОВЕСТИ АВТОРА --ТОЧНЕЕ БРЕХНЯ. ЖАЛЬ ЧТО ЭТО МНЕНИЕ УЖЕ РАСТИРАЖИРОВАЛИ . УЧАСТНИК СОБЫТИЙ.
(Анонимно)
9 янв, 2010 00:26 (UTC)
Re: СПИРТ
Который раз убеждаюсь :)) Что бы руские не делали - всеравно водка получается ::)))
(Анонимно)
19 май, 2010 16:32 (UTC)
Re: СПИРТ
А "участник" мог бы по подробнее чтонить рассказать, чтобы брехня не тиражировалась?
Есть мнение, что лазер в атмосфере вообще не эффективен, это так?
Заинтересованный представитель общественности.
739ru
25 фев, 2016 17:07 (UTC)
Лазер-это тупик.
densin1962
29 фев, 2016 11:23 (UTC)
Railgun (рельсотрон)
Русская так называемая "рельсовая пушка" не имеет ничего общего с классическим рэйлганом. Наши пошли по пути испарения проводника высоковольтными конденсаторами большой емкости. Откровенно говоря, выглядит весьма убого. Еще в школе игрались с фотовспышкой и лампочкой на 1.5 вольт от фонарика. Эффект ошеломительный, особенно в стеклянной банке с водой. Если примитивно, то вместо пороха плазма. Поэтому и масса "снаряда" такая маленькая. Развинчивает больше первой космической и что с того?
Американцы сделали близко к классическому рельгану. Два параллельных проводника, снаряд - токопроводный. Как перемычка, но подвижная. Разряжается гигантская батарея конденсаторов на эти проводники (силовая установка эсминца работает на заряд БК (батарею конденсаторов. "Продольная ЭДС Ампера"(где то 2-3% от поперечного магнитного поля)увлекает проводник - снаряд. Гора родила мышь. КУДА этой штукой пулять? Точности там никакой. Управление "болванкой" невозможно, там ЭМИ в пределах ТЯО. Платиновый мега - ТРЕБУШЕТ. Если попадет - да, мало не покажется. ЕСЛИ... Артиллеристы только поржут с этой конструкции и ТТХ.
(без темы) - p0piks - 1 мар, 2016 17:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kot_vlad - 1 мар, 2016 17:26 (UTC) - Развернуть
_sim_
8 мар, 2016 23:04 (UTC)
"Лазерный" самолет и Боинг делал, 5 миллиардов $ бюджета США на ветер, статья есть в виккипедии.
igor_piterskiy
3 май, 2016 14:48 (UTC)
Мой друг до 85-го года работал в этой советской программе, а его ближайший родственник вообще возглавлял общесоюзный научный совет по физике атмосферы, один из ключевых для нее. Что-то не слышал я о больших успехах. Лазеры какие-то были, но вот с управлением, особенно адаптивной оптикой, были проблемы...
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

strangernn
Stranger_NN

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Утилиты и счетчики

ПОИСК ПО БЛОГУ


free counters

Получать журнал [info]strangernn на E-mail:

rss2email.ru



Читать в Яндекс.Подписках

Яндекс цитирования




Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner