Бронеаэросани на Онеге
Скоро уже шесть лет тому, как писал про эти бронированные аэросани, но там и единственная фотография протухла, и новые материалы с тех пор появились. Так что встречайте большое обновление. Итак: применялись эти бронированные аэросани (один из двух известных мне случаев
полного бронирования) конструкции капитана Arvo Tervasmaa не где-нибудь, а в боевых действиях на
Онежском озере, как минимум зимой 1941/42 годов, когда и были сделаны эти фотографии. Такая локализация отвечает на главный вопрос, который подвис у еще меня тогда.
вывоз аэросаней трактором через лес. Чтобы не побились.
Какой? Ну, аэросани как известно, способностями по преодолению подъемов не страдают, - выехать на бугорок даже небронированной машине непросто, а уж цельножелезной и подавно, - однако, на ледяной глади огромного Онежского озера с прилегающими к нему сравнительно плоскими участками суши аэросани могли показать себя во всей своей красе. Не смущает на этом ТВД и относительно тонкая броня, - понятно, что их увидят с очень большого расстояния и стрелять начнут не со ста метров, а метров с пятисот, так что броня выдержит.
вид сзади, видна решетка радиатора
Однако, могут и попасть, поэтому бронированию подвергся даже двигатель. И, знаете, у меня есть предположение, что там двигатель жидкостного охлаждения. Уж больно наглухо закрыта коробка, воздуха туда не насосать, а вот вид сзади показывает нам
нечто, очень напоминающее решетку радиатора. Решение интересное, ведь радиатор находится в практически непоражаемой зоне. Поймать туда пулю можно только при отступлении, так что машина даже с пробитым радиатором успеет уехать на безопасное расстояние.
Появился ответ и на еще один вопрос, -
машина открыта сверху, щели в бортах используются только для наблюдения, огонь ведется поверх борта.
+ Гнездо бронеаэросаней где-то на Онеге
+ Еще одна фотография сзади-слева