И Генри, такой молодой...!
Генри Форд понимал, что массовые автомобили - массовыми автомобилями, но в конце XIX - начале XX века САСШ были страной фермерской, преимущественно. Поэтому, упускать из виду огромный потенциальный рынок механизации сельского хозяйства он не собирался. Нет, тракторы были известны уже давным-давно, но это были огромные паровые монстры, огромной цены и требовавшие изрядных плясок с бубном в процессе подготовки к работе. Ну, и понятное дело, окупиться такое могло только в огромных хозяйствах, куда уж там мелким фермерам. И вот на них Генри и нацелился, с идеей дать людям дешевый массовый трактор, который можно завести пинком парой оборотов рукоятки, и который можно было обслуживать самому фермеру, в свободное время. Двигатели у него были, идеи тоже - осталось совместить.
Вид на трактор справа (кликабельно)
видно смещенный двигатель и заводную рукоятку
Вот, в 1907 году, трудами конструктора Joseph Galamb и совместили двигатель
Model-B 1904 года и идею массового трактора. Получилось вот такое вот... Со средним и
поперечным расположением двигателя (с некоторым смещением вправо, уравновешенным трактористом слева), с радиатором, с вынесенным вперед топливным баком, - и на колесах одинакового размера. Почему не так, как мы привыкли видеть сельхозтракторы, на больших задних колесах и маленьких передних? Не знаю, возможно, Форд предполагал, что на пахоте колеса поменьше застрянут? Не знаю. Однако, вид у трактора получился очень даже современный.
Если не обращать внимание на то, что передние колеса для экономии были сделаны из дерева, и передняя ось поворачивается целиком, - тоже, для простоты.
На сельхозвыставке 1909 года, с жаткой (кликабельно)
Насчет КПП я просто не знаю, но полагаю, что она, в соответствии с идеями Форда была та же самая, двухступенчатая планетарная КПП, что и на автомобилях. Просто с другим, тракторным, соотношением в главной передаче. Простенько и со вкусом. Трактор был показан на многих сельхозвыставках, вызвал живой интерес у фермеров, но... Между трактором и фермерами встали члены совета директоров компании Ford. Они решили, что их вполне устраивают прибыли от продаж автомобилей, и нечего тратить время на сельхозтракторы. И такая ситуация продолжалась десять лет, пока Генри не решил этот гордиев узел разрубить.
Представляете, они его сумели найти и замузеить! (кликабельно)
впрочем, может быть, это современная реплика
Он не стал продолжать бессмысленные бодания, тем более, что начавшаяся Первая Мировая война породила огромный спрос на продовольствие, и соответственно, на рост производительности сельского хозяйства, а просто взял, и в 1917 году учредил компанию Henry Ford & Son Corporation, которая была отдельным бизнесом, и куда совет директоров автоконцерна хода не имел. Узнаете? Ford & Son, это тот самый Fordson, в смысле. Так и появилась знаменитая марка, - из идей Форда и упрямства совета директоров его компании.