На железных конях к Южному полюсу: мотонарты капитана Скотта.
Когда знаменитый покоритель Южного полюса, капитан Скотт готовился к своей второй (и последней) экспедиции «Терра Нова» - он, в числе прочего, решил использовать в качестве транспортного средства мотонарты собственной конструкции. На самом деле, к моменту их постройки, в 1910 году ни у кого особого опыта постройки подобного оборудования не было, поэтому капитан двигался наощупь. Мотонарты его конструкции были, как видите, далеки от современных представлений о том, как надо строить снегоходы, но... Ставки были очень высоки, гонка к Южному полюсу требовала нестандартных решений, и казалось бы, это и было тем самым решением.
В движение мотонарты приводились расположенным посередине четырехцилиндровым бензиновым двигателем, который перематывал две узкие "прозрачные" гусеницы с переразвитыми "гребущими" грунтозацепами, которые по мысли изобретателя должны были обеспечить тяговое усилие на любом снеге или на льду. Вообще-то, как я думаю, это был какой-то вариант движителя Неждановского, только еще очень несовершенный. А чтобы не проваливаться на этом всем слишком глубоко - весь корпус машины представлял собой лыжу, на которой мотонарты и должны были скользить по глубокому снегу. Заодно, внутренние объемы лыжи были багажными отсеками мотонарт. Да, небольшими, но основной функцией мотонарт была не перевозка грузов "на себе", а буксировка саней с припасами.
Оригинальным было и управление: передние концы гусениц можно было отклонять в нужную сторону простыми веревками, вместе с частью рамы. Узкие гусеницы слегка изгибались - и мотонарты загребали в сторону. Радиус поворота, конечно, был огромный, но Скотт предполагал, что в Антарктиде это не будет критичным. В 1910 году мотонарты были испытаны на севере Норвегии, где показали противоречивые результаты. С одной стороны, они не застревали. А с другой - погружаясь в снег больше чем на фут (30,5 см) они намекали, что при случае могут и зарыться. Известный полярник Фритьоф Нансен не рекомендовал Скотту тащить такие мотонарты в Антарктику, но капитан не внял. Он надеялся, что моторы позволят выиграть гонку к полюсу у Амундсена.
Однако, одни мотонарты из трех утопили еще при высадке, потом потеряли заметную часть бензина, короче - все пошло как-то не так...
Однако, одни мотонарты из трех утопили еще при высадке, потом потеряли заметную часть бензина, короче - все пошло как-то не так...
This entry was originally posted at http://strangernn.dreamwidth.org/1554590.html. Please comment there using OpenID.