?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись


бронедрезина "Стрела" (кликабельно)
сбоку хорошо видна рукоятка запуска двигателя

"В Заамурской железнодорожной бригаде вели постройку еще двух легких бронированных дрезин по проекту неизвестного прапорщика, инженера-технолога 3-го железнодорожного батальона. Ввиду загруженности Киевских мастерских, работу по постройке решили проводить на Одесской рембазе 2-й Заамурской ж/д бригады.

Постройка легких бронедрезин была завершена в апреле 1916 года, в связи с чем главный конструктор проекта отправил рапорт о ходе выполнения работ на имя генерал-майора Колобова. в котором говорилось следующее: «Представляю проект бронированной моторной дрезины, вооруженной двумя пулеметами, составленный мной по распоряжению начальника 2-й Заамурской железнодорожной бригады генерал-майора Колобова в октябре 1915 года.»

По окончании и утверждении проекта согласно распоряжению генерала Колобова 4-я рота 1-го Заамурского железнодорожного батальона приступила к постройке дрезины В настоящее время закончены 2 дрезины, отправленные на театр военных действий.

Бронированная моторная дрезина имеет длину 3500 мм. однако при пробных поездках выяснилось, что внутри нее помещение несколько тесно, и комиссия. испытывавшая дрезину, высказала пожелание об увеличении длины до 4000 мм. Ширина дрезины 2200 мм, высота от пола до верха пулеметных башен около 1400 мм. Пол дрезины, непосредственно соединенный с шасси, расположен ниже осей и подвешен к буксам их при помощи рессор на дюймовых болтах. Двигатель автомобильного типа 25-30 HP соединен с первичным валом коробки скоростей, расположенной поперек дрезины, вторичный вал коробки скоростей при помощи цепи передает движение ведущей оси.


предположительная внутренняя компоновка бронедрезины (кликабельно)

Пулеметные башни, имеющие круговое вращение, расположены диагонально на потолке корпуса. Это расположение имеет целью обеспечить одновременную стрельбу обоим пулеметам вдоль пути на прямом участке. Форма корпуса в виде объемлющего колпака с наклонными стенками вызвана, во-первых, стремлением подвергнуть действию пуль наклонные поверхности и. во-вторых, к уменьшению сопротивлению ветру при движении. Коробка скоростей дрезины предусматривает две скорости для переднего и две для заднего хода. Опытные поездки показали вполне удовлетворительное действие коробки скоростей...

Пулеметные башни имеют круговое вращение, и пулеметы установлены на специальных станках довольно простого устройства. На боковой стене установлен пятник для укрепления пулемета при стрельбе по аэропланам. К пулеметным станкам подвешены специальные стремена для ленточных ящиков, причем размер стремян позволяет установку как русских, так и австрийских ящиков. Применение этих стремян устранило необходимость второго номера расчета...

Для перемены ширины колеи применены расцепные муфты. допускающие передвижение колес как симметричное, так и одностороннее. При перемене колеи дрезина поднимается четырьмя домкратами, постоянно укрепленными в ее полу. Колеса дрезины спроектированы клепанными из обода и диска. скрепленных заклепками. Изготовление их оказалось трудным, и для второй дрезины применены трамвайные колеса, любезно уступленные Анонимным Обществом Одесских трамваев.
Для наблюдения за путем устроен универсальный перископ, допускающий круговой обзор местности при неподвижном положении наблюдателя».

Обе легкие бронедрезины применялись по прямому назначению 2-й Заамурской железнодорожной бригадой до лета 1917 года. В июне 1917 года одну машину передали в состав броневого ударного железнодорожного отряда полковника Кондырина. Ну, а далее все по уже известному сценарию — бронедрезины теряются в хаосе тех мятежных лет.

До наших дней дошли лишь несколько фотографий, на одной из которых бронедрезина, находящаяся на службе у «красных», несет на борту надпись «Стрела». Дрезина с таким же именем упоминается в статье журнапа «Вопросы истории» №5-6 1943 г., посвященной действиям отрядов большевиков в боях под городом Царицын в 1919 году: «… На орудийном заводе была сделана бронедрезина «Стрела» (очевидно. отремонтирована — прим.авт.). Эта дрезина наводила ужас на белогвардейцев, появляясь там. где ее никак нельзя было ожидать. Дрезина проникала в тыл врага, открывала пулеметный огонь и, собрав разведывательные данные, возвращалась к своей базе, к бронепоезду». Эти несколько строк наиболее красноречиво передают эффективность применения пюбой бронедрезины по ее прямому назначению.

Во время Первой мировой войны, помимо выпуска единичных экземпляров бронедрезин, была и попытка наладить серийное производство. Вернее будет сказать, что именно первые опыты удачной постройки бронированных дрезин и подтолкнули Главное управление военных сообщений Русской армии принять решение о развертывании серийного производства боевых машин на промышленных предприятиях. А как образец был выбран проект бронедрезины Путиловского завода.


сборка бронерезины. Хорошо понятны размеры машины (кликабельно)

Вооруженная двумя пулеметами в двух цилиндрических башнях, бронедрезина бронировалась 8-мм листами хромоникелевой стали, выдерживающих попадание ружейной пули в упор с расстояния в 50 шагов. Благодаря реверсному механизму, боевая машина способна была развивать скорость до 37 км/ч как в одну, так и в другую сторону. Вес бронедрезины в снаряженном состоянии равнялся 3200 кг Именно о постройке этих дрезин шла речь в письме командира 12-го железнодорожного батальона полковника Фурина, выдержка из которого помещена в начале этой статьи.

Но несмотря на то. что была подготовлена вся необходимая техническая документация и Комиссия главного управления. сравнив проект с проектами бронедрезин 2-й Заамурской ж/д бригады, признав его более удачным, ходатайствовала о начале немедленного выпуска 15 единиц. — бронедрезины Путиловского завода так и не были изготовлены. Причина — отсутствие подрядчика. На Путиловском заводе отказались, сославшись на загруженность производственных мощностей другими военными заказами. Так же отписались и на других предприятиях Петрограда. Дело так и не удалось сдвинуть с мертвой точки. А между тем, если бы получилось наладить выпуск этих бронедрезин, они оказали бы существенную поддержку нашим бронепоездам."

© текста, кажется, Александр Малинский "Первые бронедрезины - цена мобильности"


This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/1653014.html. Please comment there using OpenID.

Profile

strangernn
Stranger_NN

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Утилиты и счетчики

ПОИСК ПО БЛОГУ


free counters

Получать журнал [info]strangernn на E-mail:

rss2email.ru



Читать в Яндекс.Подписках

Яндекс цитирования




Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner