Stranger_NN (strangernn) wrote,
Stranger_NN
strangernn

Category:

Птичка сложной судьбы: NAL Saras


NAL Saras первого типа (кликабельно) + + еще одно фото

Еще в далеком 1990 году индийские конструкторы из National Aerospace Laboratories заварили совместный с конструкторами из тогда еще СССР (из ОКБ Мясищева, как я понимаю) проект. Первый для Индии проект гражданского легкого транспортного самолета на 14 пассажиров - и сразу нетрадиционной компоновки - на который планировался весьма солидный спрос на 200-250 единиц. Т.е., с одной стороны, это был вполне обычный бизнес-джет, а с другой - вовсе не джет.


первый прототип в заводской окраске, видимо, 2004 год (кликабельно)

В смысле, самолет NAL Saras был не реактивный, а турбовинтовой. Два двигателя Pratt & Whitney Canada PT6 располагались в задней части фюзеляжа. Такая компоновка была не слишком оптимальной с т.з. взлетно-посадочных характеристик (крыло не обдувалось), но зато с аэродинамикой в воздухе все было отлично - ускоренный винтами поток свободно улетал назад, не создавая добавочного сопротивления.


новая версия "Журавля", в окраске ВВС Индии (кликабельно)

Как результат - самолет разгонялся до вполне приличных 550 километров в час (мог еще быстрее, но предельно безопасная скорость была ограничена 688 км/ч) со сравнительно небольшими моторами. При этом, в силу экономичности ТВД против ТВВД самолет мог пролететь до 1500 километров (1275 км с положенным навигационным запасом). Однако, в СССР началась агония государства, и в 1991-1992 году сотрудничество закончили, так что индусы пошли дальше сами.


новый Sarah в воздухе (кликабельно)

Работали они неторопливо, тем более что падение цен на нефть в 90-х резко понизило востребованность экономичных самолетов с ТВД, а в 1998 году их еще тюкнули санкциями США после ядерных испытаний. В ходе испытаний даже катастрофа случилась. Но, так или иначе, они сделали это - самолет NAL Saras (Журавль) впервые взлетел в 2004 году. Получился он на тонну тяжелее расчетного, с устаревшей трехместной кабиной, но в целом - он летал, и самолет решили доводить.



Доводка тоже вышла небыстрой - и к 2016 году переделанный на современную авионику и двухместную кабину самолет, отыгравший к этому моменту ту самую лишнюю тонну путем массового использования композитов решили было отменить. Но вот какое дело - уже в 2017 году проект был возобновлен, и началась третья итерация создания NAL Saras, причем процесс совершенствования машины пошел семимильными шагами.


одна из промежуточных версий NAL Saras (кликабельно)

И, похоже, на этот раз его все-таки доведут до ума, потому что это стало уже делом принципа, причем самолет, говорят, резко прибавил в характеристиках - максимальная скорость превысила 700км/ч, крейсерская - 600 км/ч, а дальность полета уша за 3000 км. Да и изменившаяся в очередной раз ситуация возродила интерес заказчиков - уже есть первые контракты на этот самолет. Так что есть шанс увидеть его в серии.
+ команда разработчиков самолета.
+ слайд-шоу по машине и рассказ нечеловеческим голосом.


This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/1914147.html. Please comment there using OpenID.
Tags: 2004, авиационная техника, индия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Recent Posts from This Journal