Stranger_NN (strangernn) wrote,
Stranger_NN
strangernn

Categories:

Автобус ЯА-2 - рекорд поставили, но пользоваться не смогли.


Ярославский гигант ЯА-2 (кликабельно)

Один из самых больших в мире автобусов начала 30-х годов, машина ЯА-2, был(а) построен, как ни странно, в СССР. Собственно, практическом смысла в именно такой машине не было, просто на Ярославском автозаводе "пошли на рекорд". Предполагаю, судя по надписи на борту машины, что это был "подарок" грядущему XVII съезду ВКП(б), "Съезду победителей" (он же "съезд расстрелянных"). Поэтому на мелочи не обращали внимания - сваренная из кусков огромная рама весила 1200 кг сама по себе. Остальные узлы были ей под стать, с малосерийного грузовика ЯГ-10.


ЯА-2, вид сзади-справа (кликабельно) + еще фото

Двигатель, правда, пришлось поставить на ЯА-2 помощнее - вместо Hercules YXC-В мощностью 93,5 л.с. поставили следующую модель, Hercules YXC-3 мощностью в 103 л.с. Тормоза - которые для городского автобуса предполагалось использовать постоянно и по полной программе - работали на задние колеса и были оснащены пневмоусилителями (в 1932 году это круто). Ярославское шасси со всеми вышеперечисленными особенностями было отправлено в Ленинград, где и получило кузов на ленинградском предприятии АТУЛ.


ЯА-2 живьем, текст не слушайте, он не о том.

Огромная машина длиной 11,45 метра могла перевозить сначала 80, а потом (после смены двигателя) до 100 пассажиров (46 сидячих мест + 54 стоячих) со скоростью до 47,5 км/ч. Правда, с полной загрузкой машина ездила неторопливо, слово "динамика" в присутствии ЯА-2 было произносить невежливо, и ее решили модернизировать. Модернизировали, с новым мотором Continental-22P в 120 л.с. стало чуть лучше, но не радикально. Машина весила чудовищно много, так что из-за постоянной работы на предельных оборотах ресурс двигателя сгорал стремительно, т.е., межремонтный пробег делал постоянную эксплуатацию невозможной.


огромный автобус на улицах Ленинграда (кликабельно)

Да и то сказать: использовать в качестве городского транспорта машину с роскошными кожанными сидениями, часами в салоне и даже с радиоприемником, работающим на два динамика, да с радиусом разворота в 14.5 метров... Это круто, но нерационально. Да и опять же: посадка/высадка такого количества пассажиров через две небольшие двери на каждой остановке превращалась в цирк. Гигантская машина ЯА-2 поездила пару лет по Ленинграду, после чего тихо ушла в историю.


This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/1931546.html. Please comment there using OpenID.
Tags: 1932, автомобильный транспорт, ссср
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal