Stranger_NN (strangernn) wrote,
Stranger_NN
strangernn

Category:

Реактивные вертолеты Мориса Рамма: красивая реализация ущербной идеи.


MonteCopter model 15 Triphibian

В 1953 году г-н Рамм (Maurice Ramme) основал компанию MonteCopter, Inc., в которой за следующие семь лет построил не менее трех с половиной (известных мне) реактивных вертолетов. Первым из них стал MonteCopter model 10 взлетевший в том же году, небольшая изящная машинка с крыльями и двухлопастным ротором, который раскручивался реактивной тягой подаваемого в него сжатого воздуха от компрессора, приводимого в действие двигателем Lycoming O-290 в 135 л.с.


MonteCopter model 10 + еще фото

В принципе, оно летало, подтверждая работоспособность мистера Рамма. Реакции несущего винта не было как таковой, но с учетом КПД "трансмиссии" летало так себе, даже с учетом сэкономленного веса хвостового винта со всей его трансмиссией. Потери давления в длинном и изогнутом воздуховоде приводили к тому, что обычной для вертолетов такого класса мощности никак не хватало. Морис Рамм, что интересно, решил задачу сразу с двух сторон.


MonteCopter model 10А

Обнаружив дефицит мощности конструктор заменил тяжелый поршневой мотор на легкие турбовальные Continental Model 140 (в девичестве Turbomeca Palouste) в 190 л.с. и, облегчения машины ради и чтобы не утруждаться переделкой под немного другие габариты новой силовой установки - ободрал фюзеляж до полной скелетности. Получившийся в 1955 году вертолет MonteCopter model 10А летал уже вполне уверенно. Еще бы, с 380 л.с. мощности-то...


MonteCopter model 12 (кликабельно)

Убедившись в успехе, Морис Рамм делает на его основе вертолет N68P, превращающийся в MonteCopter model 12 - фактически, "то же самое, но с перламутровыми пуговицами", заключив начинку 10A в эстетичный обтекаемый корпус, и вынеся двигатели наружу. Взлетный вес машины, правда, возрос до 635 кг (при массе пустого 454 кг), но мощности хватало и хуже машина летать не стала.


MonteCopter model 12 в воздухе (кликабельно)

Но самый известный его вертолет - это MonteCopter model 15 Triphibian (в девичестве N69P), трехместный амфибийный вертолет все той же реактивной схемы, взлетевший в 1960 году. Машина подросла, сухой вес составлял 559 кг, а максимальный взлетный вес достиг 907 кг. За счет оптимизации путей подачи сжатого воздуха (максимально короткие трубы и характерная толстая ступица) удалось сократить потребляемую мощность - теперь машине хватало 200-сильного ТВД Continental 143, работавшего на компрессор, размещенный за кабиной, прямо под НВ. Запас топлива составлял 227 литров, плюс 3,8 литра масла.


MonteCopter model 14, технологический предшественник модели 15. (кликабельно)
та сама "половина" в подсчете моделей вертолетов Мориса Рамма.

Герметичный стеклопластиковый корпус был оснащен небольшими крыльями, на которых размещались гондолы шасси (они же поплавки). Что интересно: остойчивости небольшой машины на плаву хватало для того, чтобы человек мог спокойно встать на крыло (и, например, ловить с него рыбку). Конечно, это для вау-эффекта, но демонстрация неплохая, надо признать. Почему же вертолет не выстрелил в коммерческом плане?


MonteCopter model 15 Triphibian на земле и в воздухе.

Потому, что его летные данные были слабенькими. Предельная скорость составляла всего 153 км/ч, крейсерская - 120 км/ч, а дальность... Всего 100 километров. И даже с дополнительными баками (и без пассажиров, как я понимаю), получилось всего 170 км. А все она, "пневматическая трансмиссия"! Да, реакции НВ не было, хвостового винта не было, с него можно было даже половить рыбку, но потери мощности были такими, что...


MonteCopter model 15 с некоторой даже перегрузкой (кликабельно)

Ну вот сравните: древний - 1948 года - UH-13/H-13 Sioux с движком 227 л.с., имея максимальную взлетную массу в 1388 кг и расходуя 216 литров топлива перемещал все тех же трех человек на 416 километров. Еще и делая это ощутимо быстрее поделок Рамма. Конечно, при таком раскладе вертолеты компании MonteCopter, Inc. не вышли из фазы забавного кунштюка на который забавно посмотреть, но не хочется покупать. В общем-то, на том дело и кончилось.


This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/2021271.html. Please comment there using OpenID.
Tags: 1953, 1955, 1957, 1960, авиационная техника, сша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments