Stranger_NN (strangernn) wrote,
Stranger_NN
strangernn

Categories:

Сбитые на взлете: восточно-сибирские экранопланы НВА-10.


останки экраноплана НВА-10 на авиазаводе в Улан-Удэ (кликабельно)

...Еще один масштабный экранопланный проект в Восточной Сибири реализовывали на рубеже тысячелетий в кооперации. В ней участвовали ВЛРП, Иркутский 403-й авиаремонтный завод и Улан-Удэнский авиазавод. В основе проекта — создание различных модификаций экранопланов НВА («наземно-воздушных амфибий»), разработанных учеными Владимиром Назаровым и Юрием Криулиным. Предполагалось создание экранопланов разных типоразмеров взлетной массой от 10 до 1000 тонн. По мысли ученых, в случае успеха НВА должны были стать основой новой транспортной системы России. На первом этапе нужно было сконструировать несколько экранопланов базовой модели с рабочим названием НВА-10 — взлетной массой до 10 тонн. Производство разместили на Иркутском 403-м и на Улан-Удэнском авиационном заводах — по две машины на каждом. Заказчиком работ выступило ВЛРП. На уровне моделей НВА-10 прошел испытания и продувку в аэродинамической трубе Казанского авиационного университета. В результате была определена наиболее оптимальная его конструкция.


сборка НВА-10 в конце 1999 года (кликабельно)

В целях сокращения издержек для создания первых экземпляров решили использовать готовые узлы от самолетов. Так, один экраноплан НВА-10 склепывали из двух фюзеляжей L-410, к которым в нижней части сечения прикрепляли крыло этого же самолета и хвостовое оперение от Як-40. В качестве маршевой силовой установки использовали двигатель от Як-40. Кроме того, одним из ноу-хау нового воздушного судна были моторы, приводящие в движение винты, установленные в плоскости крыла. Они нужны для создания подъемной силы в момент отрыва экраноплана от воды. Здесь использовались двигатели от L-410. Всего для создания экранопланов использовали десять выработавших ресурс L-410, перегнанных из Нижнеудинска, и четыре Як-40 из Братского и Улан-Удэнского авиаотрядов. По планам разработчиков, крейсерская скорость НВА-10 должна была составлять до 350 км/час. То есть на рейс вдоль Байкала он должен был затратить менее двух часов. Столько же примерно — от Иркутска до Улан-Удэ. Грузоподъемность экраноплана должна была составить 3000 тонн при полных баках горючего, рассчитанного на 2500 км. Иркутскую, Братскую плотины и подобные препятствия НВА-10 мог преодолевать в режиме подлета. На первых порах экраноплан планировали эксплуатировать на маршруте Улан-Удэ — Листвянка — Слюдянка — Иркутск — Нижнеангарск — Улан-Удэ. Испытания были намечены на начало 2000 года. Эти сроки успешно выдерживались, но произошла катастрофа...


в 2015 году руины НВА-10 были видны в гугле. (кликабельно)
В 2020 году я их уже не нашел.

Юрий Криулин описывает ее следующим образом: «Иркутскому губернатору Говорину для решения насущных областных проблем срочно потребовались деньги. Для этого он использовал средства, находившиеся в одном из подконтрольных правительству банков. Именно через этот банк финансировалось создание экранопланов. Деньги пропали!.. А это было около 40 миллионов долларов». Компенсировать потери и продолжить работы за счет других средств участники проекта не смогли. Памятником этой грандиозной эпопее остался один из улан-удэнских НВА-10, который до сих пор хранится на территории завода в Бурятии. Остальные экранопланы были утилизированы.
Материалы из статьи "Он полетит. Едва касаясь воды "
Tags: 1999, Россия, авиационная техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments