"План "Б", или колесные БТРы Чехословакии, часть 1.
Могли ли в ЧССР не попробовать сделать БТР на базе все того же грузовика Praga V3S? Не могли, конечно. Тем более, что немецкие Sd.Kfz.251, на которых ездила армия постепенно изнашивались, а до OT-810 еще не дошло (экспериментировали с собственными "аналогами"). И они сделали колесный БТР, причем, в двух вариантах: Praga V3S-O-1 от Opravárenské závodů Přelouč и Praga V3S-O-2 из Праги.
Начнем по порядку, с Praga V3S-O-1. Построенный в 1956 году прототип БТРа боевой массой 7,5 тонн был защищен спереди 12 мм брони, а по бортам - 8 мм (чуть меньше, чем у БТР-152). Двигатель в 95 л.с. тоже немного уступал по "валовой мощности" советскому аналогу, но чешский мотор Tatra T-912 был дизельным, с хорошим крутящим моментом (353 Нм при 1400об/м, против максимума в 315 у двигателя БТР-152), что обеспечивало немного лучшую динамику и эффективность в качестве орудийных тягачей.
Плюсом было и воздушное охлаждение сильно упрощавшее эксплуатацию машины, особенно при отрицательных температурах. Дополнительное подвешивание вращающихся запасок облегчало преодоление неровностей (вчерашняя Praga V3S с такими колесами - не следы ли разработки тех БТРов?). Без проблем буксировалось и 85-мм противотанковое орудие с расчетом и боекомплектом.
В принципе, надо сказать, БТР вполне себе получился, но сравнительные испытания с конкурентами - пражским "братом" (о нем завтра) и будущим OT-810 - показали, что полугусеничная машина своих колесных противников уделывает по всем параметрам. К сожалению, я не знаю, были ли сравнительные испытания с БТР-152, а интересно было бы посмотреть. Одни нормальные задние двери у "чехов" - уже здорово.
+ преодоление брода глубиной 0,8 метра.
+ передний мост и дополнительное колесо, крупно.
+ Praga V3S-O-1, вид справа.
+ преодоление брода глубиной 0,8 метра.
+ передний мост и дополнительное колесо, крупно.
+ Praga V3S-O-1, вид справа.
This entry was originally posted at https://strangernn.dreamwidth.org/2290274.html. Please comment there using OpenID.