?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись


Ижорский "Матваль" (кликабельно)

Одна из интереснейших страниц советского автобронестроения связана с названием "Матваль". Нет, это не французское слово, - просто так назывались продукты совместного творчества Севастьяна Севастьяновича Вальднера, талантливого конструктора-изобретателя и его соавтора -командира по фамилии Матиссон. Из этих фамилий и сложилось слово "Матваль". Первым продуктом совместного творчества стала созданная реверсивная коробка передач для дрезин с бензомоторами, запатентованная авторским коллективом в 1915 году. После революции, оставшись без соавтора, он продолжил работы по созданию железнодорожных систем, разогнал дрезину до 90 км/ч - чем привлек внимание самого Дзержинского. Благосклонное, уточню, внимание.


Сормовский "Матваль" 1920 года (кликабельно)

27 декабря 1919 года при промвоенсовете создается "Бюро по постройке моторных дрезин системы Матваль", или по принятой тогда в РСФСР традиции словотворчества путем сокращений, - "Матвальбюро". Первый вариант, созданный совместными усилиями Путиловского (шасси) и Ижорского (бронекорпус) заводов оказался малоудачным. Перетяжеленная машина с никакими секторами обстрела из многочисленного вооружения (37-мм пушка и четыре пулемета "Максим") военных не обрадовала, поэтому в 1920 году к работе подключили Сормовский завод в Нижнем Новгороде. Там не стали мудрствовать лукаво, и поставили на железнодорожный ход четыре БА "Шеффилд-Симплекс", купленные еще при царе в Англии. Великобританские машинки оказались неспособны двигаться по российским дорогам, а вот по железной дороге - запросто. Избавившись от всяких там рулевых систем они, броневички эти, еще и полегчали. Выигрыш в массе дала и замена каркаса из деревянного бруса на стальную конструкцию. Плюс к тому, на них поставили более надежные задние мосты от грузовиков Уайт. В итоге, с мотором в 22 лошадки, они бегали по железнодорожной колее со вполне приличной скоростью 50км/ч - с каковой и отправились в сторону Юго-Западного и Западного фронтов.

Разумеется, на этом работы не остановились, и с 1921 года на Ижорском заводе начался выпуск машин уже более серьезной конструкции. Промучавшись с попытками собрать бронедрезины из оставшегося после круговерти революции и Гражданской войны хлама, решили не выдумывать велосипед - в серийном режиме было собрано еще четыре штуки бронедрезин из тех же "Шеффилд-Симплексов", оснащенных - в отличие от сормовских импровизаций - нормальными железнодорожными буферами и сцепными устройствами, дополнительными дверями для экипажа и довольно забавной "фишкой": Перед колесами были установлены специальные щётки, которые обеспечивали чистоту рельсов под колесами. Мелочь, но в боевых условиях легкая (5.5-6 тонн) машина запросто может соскочить с рельсов из-за какого-нибудь камня или ветки, заброшенных взрывом на рельсы. Так что предусмотрительность нелишняя. Кроме того, ижорские бронедрезины имели более современную форму башни - видимо, партия БА была немного другой.


работа в кино.. (кликабельно)

В строю эти машинки, фактически - импровизации - продержались необычайно долго. И, хотя в начале 30-х их уже перевели в разряд учебных - окончательно списаны "Матвали" были только в конце 1938 года, а одна из дрезин ухитрилась проработать в учебных подразделениях НКВД аж до 1942 года.

Одна из ижорских машин поработала в 1925 году операторской площадкой на съемках фильма "СЭП" ("Сборная экспериментальная программа №1") режиссера Арманда. Фильм снимался и монтировался довольно долго, и в свет вышел только в 1929 году под маркой студии "Госвоенкино". К сожалению, самого фильма я не нашел, так что если у кого есть хоть что-то внятное о нем, - прошу-с...
+ вид сзади на сормовский вариант. Дверей нет, только смотровые щели.

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
eugene_gu
5 сент, 2010 02:52 (UTC)
>разогнал дрезину до 90 км/ч
*********************************
Прочитав это, ожидал упоминания Сергеева(Артёма)
strangernn
5 сент, 2010 08:06 (UTC)
Э...? Эт вы о чем?
eugene_gu
5 сент, 2010 21:51 (UTC)
А погу-у-глить? ;)
Сергеев погиб вжелезнодорожной катастрофе при испытании аэровагона.
http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/sergeev_fa.php
strangernn
6 сент, 2010 05:19 (UTC)
Re: А погу-у-глить? ;)
Это я знаю, но при чем тут бронедрезины "Матвальбюро"?
eugene_gu
6 сент, 2010 05:41 (UTC)
Re: А погу-у-глить? ;)
Быстрые потомучто.
patetlao
5 сент, 2010 10:10 (UTC)
"Сормовский "Матваль" 1920 года (кликабельно)" - ну и дорожный просвет, прямо Формула 1!


А зачем ФЭД-у 90 км/ч по рельсам?
strangernn
5 сент, 2010 10:45 (UTC)
1. Ну а что ему, на рельсах-то? Ж8-))

2. ВЧК внимательно пасла всех конструкторов и изобретателей, тем более потенциально-военной техники. Опять же, сравнимой с этой матваль-дрезиной скорости перемещения оперсостава ЧК никто тогда предложить не мог.
( 7 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

strangernn
Stranger_NN

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Утилиты и счетчики

ПОИСК ПО БЛОГУ


free counters

Получать журнал [info]strangernn на E-mail:

rss2email.ru



Читать в Яндекс.Подписках

Яндекс цитирования




Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner