А ежели вы на него бочку катите - то это уже контейнерные перевозки! ©
Fairchild XC-120 -замечательная идея!
Вот такой вот оригинальный способ резко повысить коэффициент использования самолетов придумала фирма Fairchild в 1950 году. Взяв за основу свой вполне себе удачный
транспортник С-119 Flying Boxcar - они выполнили его транспортный отсек в виде отъемного контейнера, получив тем самым махину известную, как
XC-120 Packplane. Таким образом, понятие погрузки в самолет людей или грузов просто перестало существовать, - уже готовый к полету контейнер за пару минут устанавливали под ожидающий его самолет.
Берем "длинноногий" самолет и подвешиваем к нему требуемую нагрузку.
И если сам фюзеляж претерпел относительно небольшие изменения (от него просто отрезали грузовой отсек), то с шасси пришлось повозиться. Машина получила четыре длинных "ноги", которые целиком убирались в балки за мотогондолами. Забегая вперед скажу, что именно эти "ноги" и стали ахиллесовой пятой самолета, немало помешавшей ему стать серийным решением.
Так вот, помимо очевидного ускорения обслуживания машины, - ее радикальным преимуществом было время перепрофилирования из пассажирского варианта в транспортный или десантный. Собственно, время это стало нулевым - заранее приготовленный контейнер подвесили, и все. Полетели. Правда, не все было так просто, как хотелось бы. Машина полетела, но в серию ее запускать не рискнули. Отчего так?
Летать можно было и так и эдак
Во-первых, как я уже писал, - "ноги". Особенности распределения нагрузки на них приводили к тому, что груженый самолет имел склонность к капотированию при посадке, когда передние колеса касались полосы. Если у исходной машины носовое колесо было впереди, и через него перевернуться практически нереально, то Packplane то и дело норовил чиркнуть передней частью днища грузовой кабины. С малопредсказуемыми последствиями.
Во-вторых, сомнения вызывала и система крепления кабины. Возникало противоречие: быстросъемные замки имеют сомнительную надежность, а если крепить как следует, - то сама идея быстросменности оказывается под сомнением. Да и время переоборудования в рассуждении военно-транспортного применения решающего значения не имеет. Время, за которое можно поставить и снять деревянные лавочки для парашютистов - гораздо меньше, чем для монтажа/установки нормальных кресел.
Вам - взлет! XC120 взлетает с контейнером
Собственно, идея пала жертвой преждевременной реализации - если бы концепция была предложена чуть позже, в эпоху массовых перевозок, то пакет стандартных контейнеров (или один контейнер соответствующего формата) в обтекателе - мог бы стать интересным решением. Вот только когда дело дошло до контейнеров - самолеты уже подросли настолько, что запросто "глотали" контейнеры с товарами целиком.
+ видео с испытаний самолета.