"Голожопый Фердинанд" по-американски.
По мнению известного историка бронетехники М.Н.Свирина - лучшим танком Второй Мировой является СУ-76М. Не буду вдаваться в длительную полемику с Михаилом Николаевичем, но признаю, что в некоторой степени он прав. Достаточно мощное орудие, дешевое шасси, удобная связь с пехотой, - да и выскочить если что успевал почти весь экипаж (ну, кроме мехвода, конечно). В общем, преимуществ множество, а недостатки при грамотном использовании вполне себе нивелируются. Естественно, что мысль о подобном решении никак не могла пройти мимо американцев, и в сентябре 1942 года они, засучив рукава, взялись за работу.
Как и их советские коллеги - американцы "взяли за основу" легкий танк. Только, разумеется, не Т-70, а свой М3А3, который к тому моменту уже постепенно снимался с производства в пользу более новых модификаций. Стремясь максимально сохранить преемственность производства - они пошли на некрасивое решение: установили 76-мм пушку М7 (+ 40 выстрелов к ней) на самой корме танка, практически не изменив начинку корпуса - но и не оставив места для расчета орудия. Хотя, если бы двигатель (Continental W-670-9A, 288 л.с. )сдвинули вперед, в то пространство, которое было раньше под башней - места для расчета хватило бы с лихвой, а вот поди ж ты..
И удлиннить ходовую, как это сделали советские коллеги у них не получалось. Там, где у нас к Т-70 просто добавили еще каток (на борт), благо подвеска индивидуальная, - американцам пришлось бы ставить целую лишнюю тележку, что удлиннило бы машину уже сверх меры. На это они пойти не захотели, так что...
И удлиннить ходовую, как это сделали советские коллеги у них не получалось. Там, где у нас к Т-70 просто добавили еще каток (на борт), благо подвеска индивидуальная, - американцам пришлось бы ставить целую лишнюю тележку, что удлиннило бы машину уже сверх меры. На это они пойти не захотели, так что...
Так что двигатель торчал почти в боевое отделение, под самые ноги расчету. Который, опять же, на ходу и с коротких остановок вести огонь не мог - для обслуживания орудия нужно было откинуть заднюю стенку БО, которая образовывала, наконец-то, площадку, по которой и перемещался расчет. Держаться, разумеется, было не за что, и ездить самоходке в это время категорически возбранялось. Во избежание потери членов экипажа.
Соответственно, на уровне "ниже плинтуса" была и обитаемость самоходки, а ведь во время войны боевая машина часто становится домом для экипажа. А тут... Ни ноги размять, ни поспать. Негде.
Соответственно, на уровне "ниже плинтуса" была и обитаемость самоходки, а ведь во время войны боевая машина часто становится домом для экипажа. А тут... Ни ноги размять, ни поспать. Негде.
Опять же, несмотря на превосходящую нашу машину броню в полтора дюйма на лбу и дюйм на бортах - заметно мощнее (особенно, с учетом качества брони), чем у советского аналога, - для активных действий машина совершенно не годилась. Потому что орудийная прислуга с боков и сзади была абсолютно ничем не прикрыта. Соответственно, никаких шансов выжить не то что при преодолении обороны противника, а и при, хотя бы, минометном обстреле - у них не было. Это вам не та же Су-76М, экипаж которой в бою был прикрыт практически до плеч, даже с самых плохих ракурсов...
Конечно, военные все это дело прекрасно поняли, и от такой самоходки сочли за благо отказаться.
Конечно, военные все это дело прекрасно поняли, и от такой самоходки сочли за благо отказаться.