Stranger_NN (strangernn) wrote,
Stranger_NN
strangernn

Categories:

Десант накатывал на берег стремительным домкратом..


Горец встает на крыло (кликабельно)

Время нахождения на воде всегда было для морской пехоты временем крайне неприятным. Морская-то она морская, но так-таки пехота, а стало быть на интервале между трюмом десантного корабля и берегом практически беспомощна и беззащитна. Поэтому повышение скорости высадочных средств всегда было задачей актуальнейшей. И, конечно, в послевоенное время пройти мимо тематики подводного крыла было практически невозможно. И одним из самых красивых было решение мистера Гордона Бекера (Gordon Baker) создателя и главного конструктора компании Baker Manufacturing Co (Эвансвилл, шт. Висконсинг).


Highlander анфас (кликабельно) + еще кадр, крупнее, но хуже

Еще в 1951 году флот заключил с ним контракт на постройку двух восьмиметровых скоростных катеров, на которых предполагалось проверить возможность создания катеров на подводных крыльях, способных оперировать на мелководье, и даже относительно свободно выходить на берег. Дело в том, что существовавшие на тот момент схемы судов с динамической разгрузкой требовали очень и очень больших глубин, так что задача была нетривиальная.

  
High Rocket, тестовая машина Гордона Бекера

Первыми продуктами стали показанные в 1953 году катера High Rocket, на четырех ногах-рамках, чьи нижние V-образные части, как раз, и были пересекающими поверхность подводными крыльями. Гибкие стальные полосы были относительно терпимы к мелкому и не очень мусору, а "четырехугольная" схема установки позволила рулить катерами "по-автомобильному", а значит - обойтись без выделенных рулей, что хорошо - их уязвимость была для десантного катера крайне нежелательна.

  
Катер с поднятыми крыльями на реке и на море (кликабельно)

А самое главное, такая схема давала новому, уже полноценно десантному катеру Highlander возможность легко и быстро убрать крылья, уменьшив осадку катера до "высадочного" уровня. Винты подтягивались к днищу, а нос при этом, как видите, откидывался, превращаясь в аппарель. Ведала же всеми этими превращениями сложная гидравлика, управляемая с капитанского пульта.

Катер вышел приятный, при суммарной мощности двигателей в 550-600л.с. (данные расходятся - но возможно, они относятся к разным вариантам катера, и были варианты с одним и двумя винтами?) развивал скорость 40 узлов, а дальность хода составляла вполне приличные 135 морских миль (250км) с нагрузкой в 3628кг.


Highlander с высокими гостями на Потомаке в апреле 1962 года (кликабельно)

Что же случилось, и отчего такая хитрая и крайне интересная машинка доплыла только до моего журнала? Дело, как водится, в деньгах. В ценах 1955 года цена одного катера получилась совершенно астрономическая - $200'000. И это еще тех долларов, не довоенных, конечно, но тем не менее. Да и надежность всей этой машинерии оставляла желать (не зря имелась дублирующая механическая система управления крыльями). В общем, военные катер приняли, оплатили - и продолжили изыскания.


он же месяцем ранее - катает конгрессменов (кликабельно)

Однако, с другой стороны, машинка была чудо как хороша, и куда как лучше основного конкурента, катера Halobates приспособлена к реалиям - а ведь Halobates еще и стоил дороже почти на четверть ($243k), из-за газотурбинного двигателя. В общем, и хочется, и колется - с катером не могли наиграться, как минимум, до 1962 года включительно, когда 12 апреля состоялась его последняя демонстрация конгрессменам на реке Потомак (там с марта его показывали и так и эдак - наверное, уж очень хотелось пропихнуть его на вооружение).

Но, видимо, шевелящаяся каракатица не произвела на политиков впечатления надежности и солидности, потому что на вооружение этот катер так и не попал. Но идея подводного крыла надолго засела в головах военных.
Tags: 1953, 1955, США, корабли и водный транспорт, экспериментальные
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment