?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

К своему стыду сразу скажу, что статья представляет собой сборку цитат
из серьезных научных работ, слегка разбавленную связующим текстом.
Но тут делать нечего, пересказывать "своими словами" было бы просто глупо.


Список источников в конце.



Базовый, так сказать, ГПИ-3901 (кликабельно) + еще фото машины

В 1981 г. ОНИЛВМ (отраслевая научно-исследовательская лаборатория вездеходных машин) была привлечена в качестве соисполнителя к работам по теме «Исследование сравнительных характеристик управляемости и проходимости колесного и гусеничного шасси». Был создан ходовой исследовательский полноразмерный макет ГПИ-3901 колесного шасси (4х4, 6х6, 8х8) полным весом 5-9 т с бортовой (силовой) схемой поворота. Широкие возможности изменения параметров ходовой части макета ГПИ-3901 позволили провести обширные исследования характеристик управляемости и проходимости колесного шасси. Так же в этот период было создано и испытано более десятка различных образцов средств повышения проходимости колесных машин. Эти исследования проводились с 1983 по 1987 г. по хоздоговорам с ВНИИТРАНСМАШем (г. Санкт-Петербург).1


плицевые цепи противоскольжения конструкции НГПУ (кликабельно)

В настоящее время наиболее широкое распространение получили цепи противоскольжения различных конструкций, включая мелкозвенчатые, траковые и плицевые цепи. Они существенным образом увеличивают сцепление колеса с опорной поверхностью при движении по грунтовым, обледенелым и заснеженным дорогам. При этом сила тяги, реализуемая движителем, возрастает на 24 – 66 % 2


он же в варианте 6х6 (кликабельно)

Одним из способов повышения проходимости колесных машин является применение дискретных уширителей. Экспериментальная проверка эффективности этих уширителей показала, что установка на колеса машины типа 8х8 семи уширителей не дает эффекта. Увеличение количества уширителей до 14 обеспечивает снижение силы сопротивления движению на 30%, прирост силы тяги – на 18%. При этом преодолеваемая высота снежного покрова увеличилась на 25%2


Дискретные уширители конструкции НГТУ на ходовом макете ГПИ-3901 (кликабельно)

Применение ленточного уширителя, представляющего собой две резинотканевые ленты, соединенные металлическими грунтозацепами и одевающимися аналогично цепям противоскольжения, увеличивает тяговые усилия колесной машины на снежной целине на 20-25% и снижает сопротивление движению на 30%. Однако применение уширителей увеличивает габаритную ширину машины, а при поворотах эти уширители имеют большую склонность к спаданию2


Ленточные уширители НГТУ на ходовом макете ГПИ-3901 (кликабельно)

Другим способом повышения проходимости путем увеличения опорной поверхности движителя является установка на все оси колесной машины сдвоенных колес2. Метод опробованный на сельскохозяйственных тракторах и некоторых болотоходах - снижение удельного давления почти в два раза налицо, но там не было такого погружения колес в грунт.


Сдвоенные колеса на ходовом макете ГПИ-3901 (кликабельно)

Однако испытания, проведенные в условиях снежной целины, показали, что данный способ не является эффективным средством повышения проходимости колесных машин. Прирост высоты снежного покрова, который машина преодолевает на сдвоенных колесах по сравнению с высотой снежного покрова, преодолеваемого на одиночных колесах, составляет менее 10% . Кроме того, при установке сдвоенных колес увеличиваются масса машины, масса неподрессоренных частей, габаритная ширина, а также динамические нагрузки в ходовой части.2


Гусеница на все колеса - радикальный случай ленточного уширителя (кликабельно)

Результаты моделирования применения средств повышения проходимости, показали что ленточные уширители дают повышение проходимости до 40% по сравнению с обычным колесным вариантом и на 10…17% по сравнению со сдвоенным колесами.2

Логическим завершением работ по исследованию колесного шасси ГПИ-3901 стала защита двух кандидатских диссертаций: В.С.Козловым в 1989 г. - "Выбор параметров движителя колесных машин с бортовым способом управления по характеристикам поворотливости" и В.В.Белякова в 1992 г. - "Методика расчета и анализ путей повышения проходимости многоосных колесных машин по снегу", а также научно- учебное пособие "Проходимость автомобилей" [3]. Большой вклад в данную работу внесли нынешние сотрудники СКТБ ТТМ заместитель научного руководителя В.И.Курнев и ведущий инженер В.А.Масленников, который являлся ответственным исполнителем по теме "Исследование сравнительных характеристик управляемости и проходимости колесного и гусеничного шасси". В.А.Масленников также принимал активное участие в исследовательских и опытно-конструкторских работах ОНИЛВМ по изучению и созданию лыжно- гусеничных снегоходных и гусеничных снегоболотоходных машин.1


и без колеса тоже едем (кликабельно)

Исследовались аспекты управляемости и проходимости машин с бортовой схемой управления в условиях повреждения движителя, - вот на вышеприведенной фотографии ГПИ-3901 в ситуации очень напоминающей боевое повреждение БТРа, - а памятуя об умении БТР-90 поворачиваться на месте "по-танковому", - можно предположить, что и тут без результатов исследований ГПИ-3901 не обошлось. Тем более, что наш политех очень и очень плотно работает с ГАЗом, одним из подразделений которого и создавался БТР-90.


на простых широкопрофильных шинах (кликабельно)

Еще больше в причастности ГПИ-3901 к военной тематике убеждают острохарактерные БТРовские колеса, на мирной технике встречающиеся крайне редко. Но оно и неудивительно, сама идея подобной машины в общегражданском применении востребована не очень (только что в специальной строительной?), так что военные уши торчат из тематики просто совершенно открытым образом.

К сожалению, куда потом девался этот уникальный аппарат я не знаю, как не сумел найти и фотографий в версии 4х4. А жаль, вполне достоин омузеивания на мой вкус!


Список литературы:
1 - сайт НГТУ, в настоящий момент, к сожалению, страница не находится и не открывается.
2 - "Применение некоторых типов средств повышения проходимости при движении колесных машин по снегу", © Аникин А.А., Донато И.О., Котляренко В.И
3 - "Экспериментальные исследования многоосной колесной машины" © Гончаров К. О., Макаров В. С., Беляков В. В. (рекомендую, много интересного материала)


+ ОЧЕНЬ много фотографий машины и отдельных ее узлов. Смотреть.

Comments

( 9 комментариев — Оставить комментарий )
alex_ak
26 фев, 2012 21:03 (UTC)
Спасибо, замечательный материал. Хорошая, годная самоходная лаборатория. Я так понимаю, у этой машины поворота колес изначально не было. Ну то есть изучалась проходимость как таковая. Кстати, у нее не только колеса от БТР, а и подвески целиком, да и вообще наверное вся ходовая. И даже, вероятно, нижнее "корыто" корпуса, хотя машина в целом не плавающая - самоходному макету это просто ни к чему. А "простые широкопрофильные шины" какие-то знакомые - то ли от Урала, то ли от КамАЗа-болотника. Я и не знал, что они встают на диски БТР.

Кстати, на доп.фото есть и другие методики повышения проходимости, например "шагающий" движитель с агромадными ластами. Гусеницы разных типов. И даже еще один шуш - некий грузовик с ходовой от БМП и башкой от КамАЗа.
strangernn
26 фев, 2012 21:10 (UTC)
1. Я вот думаю: у машины подвеска БТРа, или у БТР-90 - подвеска от этого ГПИ?

2. Широкопрофильные шины, по-моему, на других дисках стоят?

3. Да, там много интересного, но про этот вездеход я пока не накопал ничего, - хотя он тоже, похоже, наш.
alex_ak
26 фев, 2012 21:36 (UTC)
1. Поставим вопрос по-другому: а у БТР-90 подвески, ступицы и прочее сильно отличаются от тех же узлов БТР-80 и его предков? Я вот сейчас глянул на сайте арзамасского завода - там и у БТР-80, и 82, и 82А, и БММ, и УНШ - у всех ступицы другие. В смысле, такие же, как у БТР-90. У ГПИ по-моему, ступицы вообще от БТР-60. А про подвески я и вовсе ничего не знаю - может быть, они и не менялись даже. Кстати, думаю, что у ГПИ все мосты - задние, раз им был не нужен поворот.

2. Вроде да, но на что тогда надеты эти диски? Если на те же ступицы, то, боюсь, им пришлось делать специальные диски, вварив в диск от грузовика ступичную часть от БТР. Не может быть, чтобы они так подошли.

3. "Наш" - в смысле горьковский? Наверное, хотя не обязательно. Там засветились как газовские машины (ГТ-СМ, ГАЗ-66), так и не-газовские (ГТТ, К-700). А дальше там вообще идет какой-то уазик на гусеницах, похожий на ГТ-СМ с волгоградским шасси от БМД. В общем, они там франкенштейны еще те.

Edited at 2012-02-26 21:47 (UTC)
alex_ak
26 фев, 2012 21:55 (UTC)
Если вы думаете, что ГПИ - часть НИР по БТР-90 в части "танкового" управления, то там основной интерес не в подвесках, которые можно вообще не менять, а в схеме трансмиссии. Точнее, изменении схемы раздачи потоков мощности с мостовой на бортовую.

Думаю, так и есть, это и было предметом НИР. Но снаружи этого не видно, а схему трансмиссии ГПИ мы вряд ли найдем.
(Анонимно)
9 май, 2012 17:34 (UTC)
Было бы желание. Даже чертежи остались некоторые
alex_ak
9 май, 2012 19:27 (UTC)
Как вам сказать? Желание есть, но не так, чтобы очень сильное. Все-таки я, как наверное и большинство участников, читаю этот журнал для общего развития. К тому же мне довольно далеко бежать из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород искать чертежи ГПИ. Может быть, Илье это проще - он живет в НН, и то не факт, что он вхож туда, где есть эти чертежи. Если вы ими располагаете и/или можете отсканировать и выложить - Илья и его подписчики будут, я полагаю, вам благодарны. Может быть, ради такого дела будет даже отдельный выпуск.
sergeyvf
27 фев, 2012 07:59 (UTC)
'Аппарат с кабиной Камаза' как минимум до середины 90-х стоял во дворе 1-го корпуса политеха. Потом... Потом я там не бывал :(
(Анонимно)
9 май, 2012 17:31 (UTC)
На лом ушел ~20 т.р. в 10 году.
(Анонимно)
9 май, 2012 17:36 (UTC)
Подвеска в чистом виде от 60-ки
( 9 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

strangernn
Stranger_NN

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Page Summary

Утилиты и счетчики

ПОИСК ПО БЛОГУ


free counters

Получать журнал [info]strangernn на E-mail:

rss2email.ru



Читать в Яндекс.Подписках

Яндекс цитирования




Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner