Stranger_NN (strangernn) wrote,
Stranger_NN
strangernn

"Бегущая по волнам", в натуре!


T108, Idroscivolante (кликабельно)

В конце 20-х и начале 30-х годов прошлого века именно аэроглиссеры считались самым перспективным способ движения по воде с большими скоростями. Дело в том, что понимание того, что из воды надо динамическим образом высовываться в среду с гораздо меньшим сопротивлением - воздух - уже было, а вот со средствами оказалось не очень. Теория подводного крыла пребывала в зачаточном состоянии и мола предложить только хрупкие "этажерки", а воздушная подушка была представлена и вовсе, теоретическими трудами Циолковского и с очень большой натяжкой подпадающим под это определение катером Дагоберта Мюллера фон Томамюля с воздушной смазкой погруженного корпуса. Оставались глиссеры, с ними было все ясно.


в бухте Венеции после финиша (кликабельно)

Почему именно аэроглиссеры, с воздушными винтами? Проблема в том, что на тот момент было совершенно неизвестно, как делать винты для таких удельных нагрузок и скоростей. Это сейчас более-менее научились (хотя водометы предпочтительнее иногда), а в те времена на скорости в 100+ км/ч малоразмерный винт с многосотсильным мотором имел все шансы оказаться в кавитационной паровой подушке, и вместо тяги производить сплошной шум. Для воздуха, как среды менее плотной и склонной к фазовым переходам этот порог был гораздо дальше (его преодолевали уже серповидными лопастями в наше время), так что меньшим КПД воздушного винта можно было и пренебречь.


малый вперед! (кликабельно)

Одним из высших достижений аэроглиссеростроения является аппарат Т108, на котором его автор, полковники ВВС Италии Просперо Фрер (Prospero Freri) принимал участие в гонках от Павии до Венеции (431 км) в 1933-1938 годах. Побеждал он отнюдь не всегда (мотор у него был Альфа-Ромео, лошадок на 500, в то время, как конкуренты иногда оперировали уже движками по 1100л.с.) но именно это аэроглиссер является шедевром оптимизации и проработки конструкции. Так, помимо всего прочего, у него необычная для того времени четырехточечная опорная система, которая - в отличие от господствовашей тогда двухточечной (для катамаранов) позволяла проходить виражи без существенного снижения скорости - проигрывая монстрам на прямых, при маневрировании он отыгрывался. И приходил вторым три раза из пяти. Плюс к тому, вся опорная поверхность имела зеркальную шлифовку, а между корпусами угнездилось даже небольшое крыло.


в миланском музее да Винчи (кликабельно)

Полуторатонная лодка длиной около восьми метров и шириной 2.8 метра (каждый корпус по 0.8, и зазор в 1.2м) разгонялась до 130 км/ч, что для подобных фанерных коробочек не просто много, а очень много - если бы корпус не выдержал удара волны, - спастись бы не удалось. Но, с другой стороны, тогда не было такой технологии, чтобы алюминиевый монокок сварить. Приходилось рисковать. А потом - Вторая Мировая и не до гонок...

В 90-х годах найденные руины были реставрированы (построена лодка заново, чего уж там) и в настоящее время она, если не врут, занимает свое место в музее Леонардо да Винчи.
Tags: 1933, Италия, корабли и водный транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments