Stranger_NN (strangernn) wrote,
Stranger_NN
strangernn

Categories:

Газотурбинный КрАЗ, или почему не получилось.


КрАЗ-Э260Е обр.1974 года (кликабельно)

В 50-60 годах прошлого века в автомобилестроении прошла настоящая газотурбинная лихорадка, инфекционное поветрие настоящее - конструкторы разных стран и компаний старательно наступали на одни и те же грабли. То ли не желая учиться на чужом опыте, то ли решив, что вот уж они-то точно сумеют справиться с тем, что помешало другим.

Не стали исключением и советские автоконструкторы, тем более что на на ГАЗе в 1969 году был создан автомобильный ГТД ГАЗ-99 мощностью 250л.с., а чуть позже и ГАЗ-99ДМ в 350 лошадок. Его, разумеется, сразу пристроили к делу.


воздушный фильтр ГТД (кликабельно) + вид под капот

На турбину "запали" конструкторы КрАЗа, и неудивительно: турбина была - просто загляденье! Она была двухвальная, а чтобы стало возможным торможение двигателем, валы соединяла между собой обгонная муфта. Пояснительная табличка в музее ГАЗа гласит, что мотор работал на любых сортах жидкого и газообразного топлива, не был шумным, легко заводился в мороз, отличался малым расходом масла и экологически чистым выхлопом. Масса ГАЗ-99 примерно 600 кг. Для сравнения: масса дизельной «шестерки» ЯМЗ-236 как минимум под тонну.

Казалось бы, "все хорошо", и уже в 1974 году на испытания выходит первый газотурбинный КрАЗ-Э260Е. Правда, за неимением в СССР трансмиссии, способной привести турбинные 33 тысячи оборотов к пригодным для КПП 2-3 тысячам - ее купили в Венгрии. И она мало того, что под капот не лезла (именно из-за нее силуэт первой модели такой длинноносый), так еще и в ходе испытаний оказалась "ниже всякой критики" (это такая цензурная форма, как я понимаю).


КрАЗ-2Э260Е (кликабельно)

Но с поправками на капризы - результаты вышли обнадеживающими, и в 1977 году был построен КрАЗ-2Э260Е, уже с отечественной согласующей системой нормального габарита. Вылизанная к тому моменту турбина показывала просто фантастические результаты, даже удельный расход оказался ниже(!) чем у дизеля, причем почти в полтора раза! При совершенно чистом выхлопе и огромном ресурсе, да и динамика у грузовика вышла пристойной.

...Беда в том, что все экономическое великолепие достигалось только на номинальной нагрузке. Т.е., при движении полностью груженой машины на предельно допустимой скорости. Переходные и промежуточные режимы, а так же движение на малой скорости и нагрузке характеризовались уничтожением топлива в варварских масштабах, даже по меркам щедрого в этом плане СССР. Для универсального грузовика это никак не годилось, поэтому эксперименты с ГТД были прекращены...
Tags: 1974, 1977, СССР, автомобильный транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments