Category:

Вертолеты тоже умеют вилять хвостом. S-61A Rotoprop


S-61A Rotoprop в полете (слегка кликабельно)

Некоторое время назад я уже писал о попытке разогнать вертолет Sikorsky SH-3 с помощью двух дополнительных реактивных двигателей,и что из этого получилось. Однако, такое решение имело слишком много недостатков, и взоры конструкторов обратились на паразита бездельничающий в плане скорости и подъемной силы рулевой винт.

Дело в том, что на более-менее большой скорости хвостовой винт уже не очень актуален - вертикальный киль уже сам по себе создает достаточный момент противодействия реакции несущего винта просто под воздействием набегающего горизонтального потока воздуха. И вполне логичной стала мысль повернуть хвостовой винт так, чтобы он создавал толкающее усилие.


процесс виляния хвостом (кликабельно)

После набора горизонтальной скорости по нажатию кнопки в кабине - рулевой винт превращался в толкающий за, примерно, три секунды. Курсовое же управление в таком режиме осуществлялось небольшим дополнительным рулем направления, установленным под хвостовой балкой вертолета. Правда, не совсем понятно, как управлять вертолетом на переходных режимах и в критических ситуациях.

С другой стороны, нет лишнего веса реактивных двигателей и запаса топлива для них.


S-61A Rotoprop, вид сзади-справа (слегка кликабельно)

Видимо, результаты тестирования оказались достаточно успешными, потому что именно такая схема была предложена Сикорским в проекте ударного вертолета S-66 (собственно, как тестовая машина к этому проекту S-61 Rotoprop и был создан), который проиграл, однако, будущему Апачу. Не исключено, кстати, что именно в силу излишней сложности и сомнительной надежности конструкции.