Categories:

Карлсоны атакуют!


Baumgartl Heliofly I (кликабельно)

А 1941 году австрийский инженер Paul Baumgartl (Пауль Баумгартль) из Вены построил вот такой парашют. Да-да, именно парашют (в терминологии изобретателя - ранцевый планер), - это не вертолет, как ошибочно утверждают некоторые источники, - понятное дело, что в отсутствие систем стабилизации - любой привод ротора, кроме каких-нибудь двигателей на лопастях*, привел бы к тому, что пилот закрутился бы в обратную сторону, причем гораздо быстрее своего несущего винта.

Так вот, возвращааясь к теме: аппарат Heliofly I представлял собой автожир. Обычный автожир, только для создания набегающего потока использовался не двигатель с тянущим винтом, а сила притяжения Земли. Пилота вместе с аппаратом выбрасывали из летящего самолета, и дальше он уж сам...

Преимущества такого решения достаточно очевидны: горизонтальная маневренность такого аппарата несравнимы с возможностями обычного купола (про "летающее крыло" - не скажу, не факт), а вот заметность всяко ниже. Что, для десантников имеет весьма серьезное значение, - по такому "мотыльку" стрелять не в пример труднее, чем по обычному парашютисту. Опять же, всякие неоднородности атмосферы, типа порывистого ветра и различных потоков такому автожиру преодолеть гораздо проще. Но - сам момент посадки представляет собой очень сложный пируэт: нужно разогнаться в горизонтальном полете, хорошо раскрутив ротор, - а потом хитрым финтом погасить горизонтальную скорость и аккуратно опуститься, используя инерцию раскрученного ротора. Нетривиальный финт, и второй попытки не будет...

Некоторые утверждают, что разработка была произведена по заказу немецких военных, но подтверждения этому в отношении данного аппарата нет, немецкие десантники были более традиционны в выборе высадочного оборудования, достаточное количество готовых положиться на две тоненькие лопасти вместо шелкового купола вряд ли бы удалось набрать. Более того, мне неизвестно даже про разовые испытания этого аппарата. Не помогло даже то, что сам изобретатель позиционировал свое творение как "спортивный планер", - экстремалов тоже было слишком мало..
* - про моторные вертолеты Баумгартля расскажу как-нибудь в другой раз.
P.S.Убываю на 3-7 дней в места, где нормального интернета нет, и в ближайшие лет 50 не предвидится, а скорость GPRS позволяет, разве что аськой пользоваться без нервотрепки. Да и то... Вернусь - продолжу, в запасниках еще огого! Всем привет!