Categories:

Чем меньше колес - тем лучше! Одноколеска Тейлора.


Третья модель "вездехода" Тейлора. (кликабельно)

Как проехать по косогорам и не опрокинуться? Как проскочить сквозь лес, - и не застрять? Эти вопросы мучали конструкторов, пожалуй, с тех пор, как появлялись первые колесные повозки. Одно из наиболее радикальных и необычных решений предложил в своей патентной заявке от 1964 года один хитрый конструктор.

Этот удивительный одноколесный аппарат создал американский изобретатель Чарльз Тейлор где-то в начале 60-х годов прошлого, XX века. Несмотря на свою явно "качельную" внешность, - машина не нуждалась в особенно точной балансировке, за поддержание равновесия отвечали два гироскопа, для контроля продольной и поперечной устойчивости соответственно. Но и это не все, если машина уже совсем собиралась чиркнуть одним из своих концов по земле, - в дело вступала третья система поддержания устойчивости, в опасно снизившемся конце аппарата специальные сопла фыркали сжатым воздухом, предотвращая реактивной тягой нежелательный контакт с землей.


Восемь минут видео. Смотреть обязательно!

Однако, самое интересное, что у машины, по заявлению изобретателя, имелась некая хитроумная система, позволяющая парировать паразитные моменты, возникающие при двухплоскостном гироскопическом управлении, а так же при разгоне и торможении машины, каковые моменты являются ахиллесовой пятой всех моноциклов.

Можно внимательно посмотреть ролик, там кое-что видно, а можно и прогуляться вот на эту страничку, где есть довольно подробные 3D модели и видео работы механизмов аппарата.


Как все должно было быть. Рисунок.

Ради чего же было затеяно это все? А вот смотрите: по задумке изобретателя (между прочим, последовательно доводившего свою идею до ума свыше 20 лет, - с начала 50-х до середины 70-х) его одноколесный аппарат на любом рельефе должен был чувствовать себя как на ровном асфальте. Идея смелая, я бы даже сказал довольно безумная. Видимо, поэтому мы до сих пор и не увидили реальную одноколесную вездеходную машину "по Тейлору", все как-то более традиционные решения в ходу. Хотя лично я бы на такой с удовольствием покатался где-нить по буеракам и косогорам..