Вот какая связь между морскими минами, реагирующими на физические поля проходящего мимо судна и газовыми турбинами для наземных транспортных средств? Казалось бы - никакой связи быть не может, но это совершенно не так. Давайте вспомним, на что реагируют мины? На магнитное поле и на издаваемый машинами и винтами шум, правильно? А чем, при прочих равных, определяется магнитное поле корабля? Конечно, количеством железа. Корпуса тральщиков давно стали делать из дерева (потом из пластика), это понятно, а вот с двигателями все не так просто. И тут мы вспоминаем, что при равной мощности газовая турбина в несколько раз легче!!! В ней меньше металла. Вдобавок, вместо "вкусного" для взрывателей мин ритмичного стука дизелей или паровых машин - спектр издаваемого ГТД шума совершенно ни на что не похож, а стало быть мина его просто игнорирует.
Вот, по этим вот соображениям в середине 50-х годов на верфи в Сиэтле начинается постройка серии из двух десятков деревянных 36-футовых катеров-тральщиков с одной ГТУ Boeing 502-10С, мощностью 250л.с., которая весила всего 150кг. Они предназначались для таскания специальных тралов, расчет был на то, что неконтактная мина не заметит такого катера, и позволит ему удалиться на безопасное расстояние.
Вот, по этим вот соображениям в середине 50-х годов на верфи в Сиэтле начинается постройка серии из двух десятков деревянных 36-футовых катеров-тральщиков с одной ГТУ Boeing 502-10С, мощностью 250л.с., которая весила всего 150кг. Они предназначались для таскания специальных тралов, расчет был на то, что неконтактная мина не заметит такого катера, и позволит ему удалиться на безопасное расстояние.
По соображениям эксплуатационного удобства силовой модуль с двигателем Boeing 502-10С был выполнен в легкосъемном варианте. Помимо обслуживания это упрощало и его размагничивание перед эксплуатацией. Однако, испытания и опытная эксплуатация первой серии катеров показала, что турбина хоть и хороша, но для таскания тралов ее не хватает. Вторая серия тральщиков (57 футов длины) получила уже две газовых турбины по 250л.с., и уж в этом варианте катера пошли в относительно большую серию. Как ни странно, но они - и одномоторные и двухмоторные - успели вполне реально повоевать. Во Вьетнаме, причем - по своему прямому назначению.
Несмотря на серьезный конструктивный недостаток - форму днища, не позволявшую просто ставить катера на палубу, - их использовали и как "носимый" тральщик, спуская на воду с кораблей при подходе к миноопасным зонам (компактные одномоторные катера), и в составе специализированных бригад тральщиков, с размещением на специальном корабле-носителе ("больше", двухдвигательные).
К сожалению, объективных данных об эффективности использования этих газотурбинных катеров у меня нет, но полагаю, что должно было работать неплохо. И даже большой расход топлива несовершенными турбинами того поколения не смущает - сколько там дальности плавания надо-то, протралить проходы несколько раз? Да и в любом случае всегда можно к кораблю-носителю подойти, заправиться.
+ спуск катера на воду
+ учебное видео 1959 года
+ интерьер катера
К сожалению, объективных данных об эффективности использования этих газотурбинных катеров у меня нет, но полагаю, что должно было работать неплохо. И даже большой расход топлива несовершенными турбинами того поколения не смущает - сколько там дальности плавания надо-то, протралить проходы несколько раз? Да и в любом случае всегда можно к кораблю-носителю подойти, заправиться.
+ спуск катера на воду
+ учебное видео 1959 года
+ интерьер катера